«Налоговый кодекс не решит все проблемы»: Южанина рассказала о законопроектах, которые помогут бизнесу

Этo кaк минимум удивляeт, нo пoдoбнaя прaктикa нe измeнилaсь. Иx рaбoтa, иx oцeнкa, нaoбoрoт, мoгут oкaзaться бoлee прoфeссиoнaльными, чeм oцeнкa стoличныx спeциaлистoв. Этo сугубo прaктичeскиe, нo чрeзвычaйнo вaжныe вoпрoсы.Нaдo былo выстрoить тaкoй мexaнизм, чтoбы нaлoгoвaя нe тeрялa срoки, и oни нe увeличивaлись вдвoe для нaлoгoплaтeльщикa. Нaш зaкoнoпрoeкт сoдeржит нeмaлo измeнeний o пeрeрaспрeдeлeнии функций кaк мeжду кoнтрoлирующим oргaнoм и Министeрствoм финaнсoв, тaк и в сaмoй структурe кoнтрoлирующeгo oргaнa. И плaтeльщики пoдaют бумaжную oтчeтнoсть. Зaмeститeль министрa финaнсoв E.Кaпинус дeтaльнo oбъяснил причины, пo кoтoрым мы были вынуждeны oткaзaться oт рядa инициaтив. Дoлжeн ли кoнтрoлирующий oргaн дoкaзaть зaкoннoсть oснoвaния eщe дo прoвeрки, чтoбы ужe пoтoм приxoдить с зaкoнным oснoвaниeм, пoскoльку ee зaкoннoсть дoкaзaнa судoм? Oчeвиднo, чтo этo нeвoзмoжнo кaк с тexничeскoй тoчки зрeния из-зa oгрoмныx oбъeмoв, тaк и из-зa нeмaлыx срeдств, кoтoрыe нa этo пoнaдoбятся.— Нo вeдь рeчь идeт нe o злoупoтрeблeнии кaк тaкoвoм, тoлькo o пoдoзрeнии.— Дa. Тoгдa прeдстaвитeли крупнoгo бизнeсa нeчaстo были нaшими гoстями, пoскoльку иx в мeньшeй стeпeни кaсaлись тe прoблeмы, нaд кoтoрыми мы рaбoтaли, дaжe снижeниe стaвoк. Взaимoдeйствиe чeрeз элeктрoнный кaбинeт oзнaчaeт, чтo в дaльнeйшeм бумaжнoй рaбoты с этим плaтeльщикoм уже не будет, следовательно, если налоговая сообщила о чем-то, значит, плательщику пришло сообщение "по умолчанию". В частности, плательщик должен через электронный договор указать, каким образом он в дальнейшем будет сотрудничать с налоговым органом, выбрать электронный адрес, являющийся основным для налогоплательщика. Но ведь вы понимаете, кто в действительности этим воспользуется? Для фискальной службы электронный договор служит единственным механизмом идентификации плательщика. У меня как у обычного человека, а не юриста возникает вопрос: кто скажет мне, есть законные основания у ГФС или нет? В частности и из-за значительного количества законопроектов, которые постоянно регистрируются в парламенте, и практически каждый из них хочет что-либо изменить в налоговом законодательстве, конечно, к лучшему, но большинство этих изменений в результате наносят только вред. Теперь неотложные вопросы, связанные с контролем над уплатой налогов, будут решаться на уровне области, а в район к налоговикам плательщики будут приходить только тогда, если в этом действительно возникнет потребность, — за правильными, профессиональными консультациями, например. Передача системы Минфину сняла бы эти вопросы, поскольку, в отличие от ГФС, Минфин не имеет конфликта интересов и не заинтересован в том, чтобы вмешиваться в систему. И это не было решение сугубо комитета, это наше совместное решение.— Несмотря на это, сейчас снова раздувают конфликт между налоговым комитетом и Минфином. Только в г. Это своеобразная форма давления со стороны фискалов…— Эта практика абсолютно лишена логики. Это, простите, как из ХХІ столетия в каменный век вернуться и надеяться на лучшую жизнь.— Как вы вообще относитесь к систематическим изменениям налогового законодательства? Насколько оно целесообразно?— Противостояния нет. Поверьте, это нельзя было сделать по ходу, "с лету".Думаю, это была ошибка и министра финансов, и моя также, так как не подсказала господину министру, что без технической проработки не следует регистрировать законопроект, текст которого оставался полусырым. Особенно в части НДС, поскольку это самый коррумпированный налог.— Нина Петровна, недавно появилась идея отменить НДС вообще и заменить его налогом с продаж. Как точно узнать, сообщили ли плательщику за пять или десять дней о проведении проверки? Они добавили свои пожелания в тот проект документа, над которым уже работали в Министерстве финансов.— То есть достигли определенного баланса интересов?— Да. После консультаций с ІТ-специалистами мы поняли, что проблема — в методологическом обеспечении этой системы, собственно в том, какое техническое задание ты даешь программистам и как хочешь, чтобы система работала. И, кстати, на действия столичной налоговой подали всего четыре иска: только одна из этих компаний действительно выясняет правду, а еще три — фиктивные предприятия, нанявшие юристов, чтобы через суды забрать свои фиктивные налоговые кредиты. Речь не идет о плательщиках, занимающихся производством или предоставлением услуг. Возможно, есть в этом и объективные причины, но получается так, что платежей стало меньше, а государство в этом не заинтересовано.— Безусловно, одна из ключевых проблем — кому же будут принадлежать базы ГФС?— Когда внедряли систему электронного администрирования, мы уже понимали, что СЭА следует забирать у налоговой. Поэтому большинство изменений, которые мы отклонили, касались юридических аспектов, а не налоговых. Их немного, но они есть. зарегистрировано 400 млрд налоговых накладных (НН). Есть нормотворческая работа, есть правила написания законопроектов и законов.— Вопрос подписания электронных договоров налоговой, насколько мы понимаем, один из таких — в большей степени юридический, чем налоговый? Мы же хотим убирать коррупционные возможности, а не множить их.НДС — это самый коррумпированный налог, с ним больше всего злоупотреблений со стороны как контролирующего органа, так и плательщиков. Получил ли он запрос на предоставление документов для камеральной проверки? Более того, налоговая нагрузка на компании после того, как они перешли обслуживаться в офис крупных плательщиков, снизилась в разы. Но как только документы были переданы в парламентский комитет, у общественности и экспертов возникло немало вопросов как по поводу вносимых в документы изменений, так и относительно процесса их подготовки. Действительно, предприниматели устали. Поэтому я была инициатором того, чтобы с этим законопроектом, учитывая его значительный объем, поработали технические работники и Министерства финансов, и Государственной фискальной службы, и секретариата комитета. Постоянная неопределенность не содействует работе, а изменение налогового законодательства — это и есть постоянная неопределенность. Вопрос: мы что, уже настолько себя недооцениваем? И нам надо подробно объяснить эти изменения бизнесу, чтобы не провоцировать очередных недоразумений между частным сектором и государством. Это абсурд.Так можно было бы сделать, если бы у нас была другая налоговая культура. — Давайте разложим ситуацию на несколько моментов. Итак, законопроект №3357 был передан Министерству финансов в части изменений ко всем статьям Налогового кодекса, касающимся администрирования. Тем более что в Украине поколения выросли на злоупотреблениях с НДС. Это недопустимо. Иначе нет смысла их платить.— Давайте поговорим о критериях определения крупных предприятий. Потому что предпринимателю надо дать прежде всего покой. В суде? Это же абсолютно обтекаемая, общая формулировка! Следовательно, нам надо выстроить вариант, когда плательщик, избравший работу через электронный кабинет, работает с ним постоянно, ежедневно, и когда потом вся работа органа с таким плательщиком осуществляется только через этот сервис. Наконец осталась одна пленарная неделя, поэтому существуют опасения, что законопроекты №5368 и 5369 не будут приняты до конца года. И хотя уже было много обсуждений, а мы все равно дискутировали целую неделю, правильно ли то, что мы делаем. Это была лично моя инициатива — реформировать администрирование, и я смогла убедить министра финансов Александра Данилюка, что мы в состоянии сделать это сейчас. Это преимущественно будут импортеры, вся работа которых ограничивается уплатой таможенных платежей. Работники в областях лучше знают локальную экономику, понимают присущие каждому региону виды бизнеса, владеют определенным опытом работы с предприятиями тех отраслей, которые превалируют в регионе. Изменяется огромное количество функций. Хорошо было бы, но ведь не при нынешних объемах регистрации НН. И поддержали его на Кабмине таким же образом. мы должны были бы практически вдвое увеличить нагрузку на сотрудников, работающих там. Сейчас пришли к решению, что все функции по наполнению и пользованию базами данных остаются в ГФС. Более того, выдвигать предложение по его отмене нельзя без проведения расчетов, какие же поступления ожидаются от налогов, которые должны служить компенсаторами. Но возник вопрос, что собственно означает "забрать базы"? Не из-за того, что с налоговиками на местах можно легко договориться, а потому, что у них достойный уровень компетентности и авторитет.Если оставить критерии отбора без изменений, то в офисе крупных налогоплательщиков количество клиентов с 2,5 тыс. Кому выгодно, чтобы этот законопроект не приняли, или изменили коренным образом, или приняли только частично? Мы должны устанавливать правила. Построена система электронного администрирования, продуманы и выписаны все механизмы до точки и запятой, а мы хотим все отменить и ввести налог с продаж. Со всеми представителями Министерства финансов я работаю с полной отдачей, поскольку все эти люди умные, у них за плечами определенный опыт работы.— Но, несмотря на такую синергию, недовольных результатом немало…— Поймите, мы не сможем Налоговым кодексом решить проблемы остального законодательства. К сожалению. Сейчас из 150–180 налоговых накладных, остающихся заблокированными, точнее, договоров, поскольку сейчас блокируются не НН, а договоры, разблокированы где-то 20–30. Именно с целью реализовать хоть что-то из той большой налоговой реформы, о которой мы говорили в прошлом году.Но когда мы работали над законопроектом №3357, то в основном обсуждали его нормы со средними и малыми предпринимателями, т.е. Это делается специальными законами. Наши районные налоговые инспекции будут иметь исключительно сервисные функции, контролирующие полномочия передаются на уровни областей и государства. Должна признать, что мораторий на изменения в НКУ хотя бы на несколько лет — это хорошая идея. Это компании, которые нарушили закон, а теперь думают, с какой стороны решить вопрос, чтобы забрать свой НДС.— Думаю, можно найти способ…— Я особенно слежу за тем, чтобы не было злоупотреблений со стороны налогового органа для того, чтобы сейчас доказать всем — и членам правительства, и фискальной службе, что если к своим обязанностям относиться честно, то можно воплотить самую сложную для реализации идею, причем без ущерба для налогоплательщика. И это очень важно, поскольку вместо улучшения мы рискуем создать массу новых проблем для плательщиков. Разве может ГФС, отвечающая за наполнение бюджета, себе не подыграть? Объясните, пожалуйста, почему и за какой вариант в конце концов будут голосовать депутаты на будущей неделе?— Моя основная позиция заключается в возможности реализации той или иной нормы на практике. А вот администрирование — техническое и методологическое сопровождение — будет передано Министерству финансов. Конечно, это не от хорошей жизни. За счет кого будет этот рост? Какая же тогда цель?Вы знаете, что до сих пор ненахождение плательщика по юридическому адресу воспринимается работниками фискальной службы как факт, что такого плательщика не существует вообще, и это является основанием для расторжения договора? Для того чтобы привести документ в соответствие, над ним должны были поработать три технические группы, которые на самом деле встретились и начали работу уже после того, как правительство одобрило законопроект.В ходе работы, когда начали рассматривать определенные процедуры, пришли к выводу, что некоторые из них вообще нельзя реализовать так, как написано. Его приглашают, чтобы обновить договор, и надеются, что если кто-то придет, значит, этот плательщик еще существует. То есть это 40–80 млрд (!) налоговых накладных, которые были бы заблокированы только в столице и по которым в части случаев специалистам главного управления ГФС в г. Это же очевидно! Здесь должен быть сбалансированный подход, чтобы улучшить, не навредив и не создав новые возможности для схем.— Вы говорите о сбалансированном подходе. Но то, что правила контроля должны быть жесткими, — это однозначно. Вносились изменения — Минфин предлагал свой механизм, позволявший блокировать средства в течение пяти дней до выяснения обстоятельств. Киеве за 2016 г. В остальных случаях никто даже не приходит за разблокированием. Этот НДС просто остается в формуле, но он никому не нужен. Ни одна проверка не будет допущена, поскольку общее определение требует доказательства ее законности. И нынешняя практика их блокирования (проводился соответствующий эксперимент) показала, что заблокированные НН составляют 10–20% от общего количества накладных. Потому что дискредитировать можно что угодно, стоит только недоговорить людям правду до конца. По моему мнению, с юридической точки зрения эта норма выписана не очень корректно. Поскольку многие говорят об искусственном затягивании рассмотрения. — Ред.)— Абсолютно правильно. Но есть рабочий процесс. В цивилизованных странах налоговые изменения рассматриваются годами, обязательно проходят несколько чтений, чтобы каждый законодатель в зале понял, что рассматривается, для чего это будут принимать, какая от этого польза. Потому что в государстве все время будет существовать "серая" экономика, "серый" бизнес, который не платит налогов. Как вы считаете, готовы они все это вместе отдать?Со временем идея передать СЭА Минфину переросла во мнение, что все базы следует передать Минфину. И есть четкое объяснение того, почему так произошло, — или не нашли возможности воплотить замысел, или идею в целом технически нельзя реализовать. На протяжении определенного срока ГФС может обратиться в суд для продления срока блокирования, если предприятие не смогло подтвердить реальность проведенной операции.Люди, создавшие эту норму, даже не представляли себе то количество налоговых накладных, которые могут быть заблокированы. Он на 80% изменяет отношения плательщика и государства. (Было предложение отменить эту норму, поскольку речь идет о публично-правовых отношениях с фискальной службой, не требующих заключения специальных договоров. Даже если бы по таким операциям НН блокировались всего на пять дней, в течение которых налогоплательщики предоставляли бы необходимые документы, ситуация не изменилась бы принципиально. Я сейчас вспоминаю нашу дискуссию, когда мы решали, оставлять эту норму или отклонить. В первый вариант текста правительственного законопроекта был вписан следующий механизм — подозрительная, в соответствии с критериями, налоговая накладная временно, на пять дней, блокируется. Все хотят улучшений, кроме бизнеса, который хочет просто спокойно работать.— Соглашусь с вами. Поэтому должен быть способ это урегулировать. Следовательно, было принято однозначное решение, что договор должен оставаться.— К сожалению, сейчас есть случаи злоупотреблений, в частности фискальная служба в одностороннем порядке расторгает эти договоры с плательщиками. Где? Это огромный шаг вперед. Она как минимум манипулятивная.— То есть бизнес, по вашему мнению, обязательно воспользуется этой возможностью?— Конечно! ZN.UA адресовало эти и другие вопросы председателю комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики Нине Южаниной.Журналисты попытались выяснить, с какой целью профильный комитет переиначивает правительственные проекты, затягивается ли их рассмотрение и есть ли хоть какие-то шансы, что в результате всего этого жизнь украинского бизнеса действительно улучшится.— Нина Петровна, хотели хотя бы раз провести налоговую реформу своевременно, и снова не получилось. В ином случае мы никогда не выберемся из этой пропасти. Сама система — замечательная, она действительно позволяет остановить значительное количество злоупотреблений, но она пугала и добросовестных плательщиков, поскольку существовала возможность вмешательства ГФС в систему. Существует мнение, что увеличение этих критериев позволит более или менее крупным предприятиям не идти в офис крупных плательщиков, а обслуживаться у районных инспекторов, более "лояльных", с которыми всегда можно "договориться".— Что, собственно, означает изменение критериев? То есть можно отправить инспекторов назад — пусть идут в суд и доказывают законность проверки. Предположим, это делается для того, чтобы не принять отчетность. — Ред.).Посоветовавшись с авторским коллективом, мы решили все свои наработки предложить как основу правительственного законопроекта, потому что в прошлом году абсолютно четко поняли, что только инициативы депутатского корпуса недостаточно. И она звучала, цитирую, как "отсутствие у контролирующего органа законных оснований для проведения проверки". Буквально на прошлой неделе была представлена очередная "либеральная" налоговая реформа, на этот раз уже от Ассоциации налогоплательщиков. Вы как автор очень смелой налоговой реформы одобряете такие идеи?— Это невозможно. Тем более что в этом вопросе опять же прослеживается юридический уклон, когда фактически любое действие надо упредить решением суда. Если это будет делать непосредственно Министерство финансов, мы сможем убрать значительную часть злоупотреблений сразу, поскольку Минфин незаинтересован давать вредные указания специалистам.Законопроект №5368 насыщен большим количеством норм, против которых будут выступать широкие круги. И мы все должны это понимать.— Это как-то не очень либерально звучит…— Избавиться от контролирующей функции не может себе позволить ни одна страна. Но ведь это плановая проверка! Или же для этого надо устранить ряд технических преград, при этом не потеряв сути, заложенной экспертами рабочей группы в законопроект.Конечно, до обсуждения в Национальном совете реформ из текста некоторые предложения по этой причине выпали. Откровенно скажу, я в целом убеждена, что плательщиков следует группировать по отраслям экономики, поскольку это в конце концов принесет лучшие результаты.Когда я интересовалась, как изменилась собственно работа офиса крупных плательщиков, то выяснилось, что значительная часть компаний просто "потерялись", стали незаметными для налоговиков, поскольку ресурсов на всех не хватает. .© Слово і ДілоСледующая неделя будет очень важной для украинского бизнеса, ведь парламент должен успеть принять разработанные Министерством финансов так называемые антикоррупционные налоговые законопроекты (№5132, 5368 и 5369).Проекты, которые без преувеличения могут качественно улучшить работу бизнеса в Украине. Реально ли существует такое противостояние? Что прежде всего говорит об ослаблении контроля со стороны фискальной службы. И не только у плательщиков, но и у налоговиков. Если бы с другой стороны не было значительного количества махинаций и возможностей для оптимизации, то такой необходимости не было бы.— Поскольку мы коснулись вопроса махинаций, то давайте поговорим о порядке регистрации налоговых накладных. Отменить НДС невозможно хотя бы с учетом требований международной торговли и нашего курса на интеграцию с ЕС, где везде работает НДС. Киеве надо было бы бежать в суд, чтобы дальше держать их заблокированными. Соответственно, сервисные районные налоговые уже не будут говорить с бизнесом на другом языке, нежели партнерском, и успех таких отношений зависит от совместных усилий. Поэтому еще на этапе обсуждения в комитете они плавно отошли от участия в рабочих группах, и так случилось, что их инициативы не были учтены в законопроекте №3357.Когда в Минфине начала работать новообразованная рабочая группа, она как раз позволила высказаться представителям крупных предприятий. У нас вступает в силу, в полной мере и с широкими функциональными возможностями, электронный кабинет плательщика. Любое государство должно контролировать уплату налогов. А еще, если бы у нас была немного другая судебная система. Ситуация недопустимая. Государство должно совершенствовать законодательство так, чтобы выписать четкие правила и ограничить возможности уменьшать налоговую базу. Районные инспекции будут выполнять исключительно сервисные функции. Мы должны объяснять общественности необходимость принятия этого документа. Сначала происходило то, что Кабмин начал разрабатывать законопроекты. Вопрос проверок — это вопрос как раз баланса. Физически забрать и перенести серверы, или дать доступ, или перевести работников в подчинение министерству, или просто вывеску сменить? с экспертами, которые в большинстве своем разбираются в этих категориях. Это во времена "решалова" к районным налоговикам ходили на поклон. Но у нас есть в пункте статьи 49.4 специальный абзац о том, что в случае одностороннего расторжения электронного договора налогоплательщик вправе подать отчет на бумажном носителе. Тысячу раз я уже убеждалась в том, что без желания и общей совместной работы ничего не будет.— Это ярко продемонстрировали в конце прошлого года…— Да. Сейчас есть. К сожалению, мы пока не стремимся к такому качеству работы. В действительности они не являются более профессиональными. Никто не против, все соглашаются, но как на практике все это реализовать?По опыту работы в комитете знаю, что некоторые законопроекты надо менять на 80%, чтобы заложенная в них идея могла сработать. Год мы это обсуждали на всех уровнях, доказывая, что не только ручное вмешательство осталось, но и новые формы манипуляций и новые схемы возникли уже после запуска СЭА. — Ред.) по своей значимости, наверное, самый весомый за все время существования Налогового кодекса. Как это сделать на практике? В чем причина того, что над документами так долго работали в комитете? Более того, уже были наработаны изменения, продуманы, обсуждены с общественностью — законопроект №3357 (авторства Н.Южаниной, известный как "либеральная налоговая реформа". Сложность реформ прежде всего в том, что их мало кто понимает, а еще меньше тех, кто может донести суть реформ до широких масс.Сверхважная задача для нас — начать воспитывать налоговую культуру. Для крупных предприятий, и это очевидно, выращивать себе конкурентов — не очень здоровая идея. Этот механизм изменили. Действительно, должен быть баланс между намерением собрать как можно больше налогов и желанием дать бизнесу возможность развиваться. Но у нас едва ли не каждая компания имеет механизмы оптимизации. Тогда сотрудничества как такового не было вообще. Но готовился проект сугубо идеологически. Была норма, которую отбросил комитет, о недопущении проверки на предприятии без надлежащих оснований. Мы провели эксперимент, увидели результаты, поняли, что реализовать это невозможно. Более того, недостаточно просто принять законопроект, потому что норма может так и остаться нереализованной в жизни. При этом возможности увеличить штат офиса крупных плательщиков так и не нашли, т.е. А с какой целью? Этот законопроект (№5368. И я подчеркиваю, что он кардинально отличается от рабочего процесса в прошлом году. И в понимании всех специалистов он якобы должен заработать, но не написан на языке Налогового кодекса. Мотивы авторов понятны — сложность администрирования, значительное число злоупотреблений, поэтому давайте все упростим до налога с продаж, потому что НДС мы не умеем ни контролировать, ни считать. (на сегодняшний день) вырастет почти до 5 тыс. Так что мы защищаем: интересы бюджета или бизнеса?— Да, в норме было новое основание для недопущения проведения выездной или фактической проверки. Сначала Кабмин затягивал с обсуждениями, потом комитет. Да, более прозрачные, однозначные в толковании, которые делали бы невозможными злоупотребления. Кто должен доказать законность основания?

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.