Казус легитимности

нa пoчту» title=»Oтпрaвить нa пoчту»>

Oтпрaвить
Eкaтeринa Фeдoришинa

 

Нo эти пoнятия нe идeнтичны. Бoлee тoгo, иx рaзличиe и сoстaвляeт oснoвную прoблeму с влaстью в нaшeй стрaнe. Oтeчeствeннaя инфoрмaциoннaя сфeрa пeстрит упoминaниeм лeгитимнoсти в кoнтeкстe зaкoннoсти.
A лeгaльнoсть (зaкoннoсть) — сугубo юридичeскaя. Лeгaльным oн oстaeтся, a лeгитимнoсть тeряeт, в т.ч. Сoглaсиe жe объекта подвергаться воздействию и руководству возвращает нас к понятиям «легальность» и «легитимность». В словарях этот термин сводят к законности. В ходе своей деятельности, они эту легитимность теряют до того предела, когда на их руках из козырей остается только легальная легитимность, а точнее — законное право быть у власти, потому что когда-то их избрали благодаря полному пакету легитимности (поддержки населения и с юридической, и с этической точки зрения). По ходу дела, принимая определенные решения, он кажется народу не таким харизматичным, семья — не такой милой, а улыбка — не такой светлой. Если объект воздействия не спешит добровольно подвергаться этому воздействию и оказывает сопротивление, можно говорить, что власть основана на принуждении, насилии. Легитимность народного уровня — это признание обществом права на власть определенной фигуры или института. Фактически, избранные кандидаты во власть выбираются с полным пакетом легитимности. И о том, что если сводить легальность и легитимность в единое целое, определяя это как законность, мы рано или поздно придем к отношениям субъекта и объекта власти на основе принуждения, пусть и законного. Когда мы говорим о том, что «народ сам видел, что выбирал, пусть теперь терпит», мы говорим об   этом непременном казусе потери легитимности. Индивидуальная же легитимность — признание правящих элит, что сами они имеют право на свои полномочия и власть. Таким образом, легитимность может быть легальной (законной), а может и не быть. Принуждение без возможности изменения ситуации законным путем, рано или поздно, выльется в то, что путь будет найден, но незаконный. Если власть легальна, это предполагает, что объект руководства (например, народ), согласился на руководство определенных политических фигур, потому что они были избранны законно, то есть легальны. Если власть легитимна, это предполагает, что тот же объект руководства (например, народ) согласился на руководство определенных политических фигур, потому что они «хорошие люди», «честные граждане», «успешные управленцы», «наследственные молодцы», «говорят все в лоб и вскрывают гниль системы» и так далее. В правовом демократическом государстве легальность власти — в приоритете, но она также предполагает непременную легитимность, падение уровня которой до определенного порога перечеркивает приоритет легальности. Для начала стоит разобраться, в чем заключается разница между понятиями «легитимность» и «легальность». Легитимность во всей своей широте и полноте — это признание чьего-то права на власть. Ведь если кто-то подчиняется добровольно и сознательно, он становится поддержкой власти. Демократическое развитие без эксцессов предполагает приоритет права с обязательной поддержкой этики. При условии сохранения легальности (например, законно избранный лидер государства), можно лишиться легитимности (общество больше не считает данного законно избранного лидера достойным власти и полномочий). Соотношение легальности и легитимности имеет прямую связь с самой сущностью понятия «политическая власть». вплоть до критического порога. Чтобы разрешить это противоречие, в западных демократиях используется термин «порог легитимности власти» — это тот предельный минимум (в процентах от общего числа населения), который поддерживает легальную политическую фигуру. Традиционная легитимность опирается на веру и обычаи, рациональная (легальная) легитимность опирается на правовые нормы, признанные обществом, а харизматическая — на личный авторитет определенной политической фигуры. Проще говоря, законно избранный политический деятель легален, потому что прошел все процедуры выборов, установленные законом, и полностью легитимен, потому что народ избрал его за определенные качества, обещания, харизму, милую семью и светлую улыбку. Так, объект руководства (опять же, народ), соглашается быть ведомым и подвергаться воздействию, потому что чтит закон и вместе с тем считает, что именно эти кандидаты во власть — настоящие молодцы. Легитимность — этическая характеристика власти. Если поддержка легальной (законно избранной) фигуры падает ниже порога легитимности, политик считается легальным, но нелегитимным, а потому должен уйти в отставку. Легальность (законность) также может быть легитимной (то есть признанной обществом или третьей стороной), а может и не быть. На самом деле, согласно политологической науке, он намного шире. Если в правовом демократическом государстве не предусмотрена законная процедура смены носителей власти после их критической потери легитимности, даже подчинение объекта власти, основанное на уважении к закону, теряет свою силу. Вследствие этой потери легитимности, у объекта власти (например, народа), остается только одна причина поддерживать власть и подчиняться ее решениям — правовые нормы, то есть легальность. Политическая власть — это руководство, с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей, исходя из определенных задач. Если с легальностью все ясно, из самого термина можно понять, что речь идет о законности (соответствии действующим в стране правовым нормам), с легитимностью дела обстоят не так радужно. Потому что юридически обязательное подчинение, не подкрепленное этической составляющей — это принуждение. Внешняя легитимность — это признание со стороны других государств и международных организаций права на власть внутригосударственных институтов и политических фигур. Легитимность можно распределить и на несколько уровней. Известный социолог, историк, политический экономист Макс Вебер разделил легитимность на несколько типов, в зависимости от того, на какой источник она опирается. А если кто-то подчиняется только потому, что обязан и вынужден, он станет ее проклятием и основанием ее трагического конца. Так, власть по самому определению предполагает, что существует кто-то, кто оказывает воздействие (субъект), и кто-то, на кого оказывают воздействие (объект). Выглядит это так: я ненавижу этого политика, но я его честно выбрал, и теперь терплю, хотя оказалось, что он не молодец.

Закрыть
 

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.