Евровидение vs национальный эгоцентризм

нa пoчту» title=»Oтпрaвить нa пoчту»>

Зaкрыть
Oтпрaвить

 

 

Нeвeрoятнo бурнaя рeaкция Рoссии нa пoбeду укрaинскoй пeвицы Джaмaлы нa пeсeннoм кoнкурсe «Eврoвидeниe» вызвaлa удивлeниe в мeждунaрoднoй срeдe. Силa этoй рeaкции явнo нe сooтвeтствуeт мaсштaбу мeрoприятия. Вoзникaeт oщущeниe, будтo поражение (если третье место называть поражением) российского исполнителя равно чуть ли не падению всех спутников, вместе с остановкой всех крупнейших предприятий страны и одновременным дефолтом.

Екатерина Федоришина

С другой стороны, механизмы защиты психики неумолимы. А результаты Евровидения-2016 спровоцировали очередной всплеск российского механизма защиты психики в национальном масштабе. Несмотря на то, что у групп существуют собственные защитные механизмы, и служат они в первую очередь для защиты целостности группы и ее стабильности, можно взглянуть на ситуацию с позиции личности. Потому что реакции государства на определенное внешнее событие — это реакции отдельных личностей (лидеров мнений, обывателей, государственных деятелей и т.д.), информируют Экономические Известия.

Американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс известна не в последнюю очередь благодаря работам по психоаналитической диагностике. В одной из своих книг она представила классический перечень защитных и адаптационных механизмов психики, согласно двум степеням «примитивности», или «первичности». Первичные защитные механизмы психики (они же примитивные или незрелые) относятся к границам Я и внешнего мира. В этом случае речь идет о негативных переживаниях, связанных с конфликтом представлений о себе и о картине мира с реальными сигналами от реальности. Если реальность вступает в конфликт с картиной мира, включаются защитные механизмы, которые призваны сохранить психику в балансе и не допустить негативного влияния травмирующих переживаний.

В ряду защитных механизмов низшего порядка (если пользоваться классификацией Нэнси Мак-Вильямс) стоит отдельно выделить механизм «всемогущего контроля». Это прямая отсылка в детство, к детскому эгоцентризму, который до определенного возраста критичен для выживания маленького человека. В этот период малыш считает себя Брюсом Всемогущим, а мир — зависящим от его желаний. С возрастом ребенок учится адекватно воспринимать собственные возможности и степень влияния на окружающую действительность. В противном случае младенческий эгоцентризм сохраняется в виде веры в собственное всемогущество и в то, что все происходящее с человеком вызвано его собственными желаниями и призвано обслуживать его личные потребности.

Всемогущий контроль как механизм защиты психики отсылает человека к этому ощущению влияния на все во вселенной и, как ни удивительно, ответственности за все происходящее. Согласно мнению Мак-Вильямс, человек с центральным защитным механизмом такого рода стремится манипулировать окружающими и всячески достигать положения, где можно проявить власть. Таким образом этот механизм защищает от ощущения бессилия. Но он же говорит о некритичном отношении к границе между собственным Я и окружающим миром. Ведь детский эгоцентризм не различает этой границы, более того, он звучит как известные слова Людовика XIV «Государство — это я».

Всемогущий контроль как государственная стратегия, или всемогущий контроль как национальная традиция выражается в идее «мы всех победим, если захотим, несмотря на объективный расклад сил» и вместе с тем в чувстве ответственности за все события вселенной. Этот механизм защиты, возведенный в ранг наиболее желательного и привычного механизма реагирования на несоответствие реальности существующим представлениям о себе, заставляет людей считать себя в полном праве вмешиваться во все на свете. Даже если ситуация не относится к ним лично, они воспринимают ее как часть своего интереса и предполагают ее зависимость от собственных   желаний и потребностей. Но когда механизм дает сбой, потому что реальность подбрасывает события, накрывающие эгоцентрическую картину мира медным тазом (вроде бы в этот раз специально все просчитали, в песню вложились, нужного исполнителя выбрали, клип сделали, выступление оформили богато, но все равно не смогли целиком проконтролировать результат), возникает растерянность, чувство вины, а в финале — волна агрессии.

Потому, стоит заметить, что российская реакция на победу Джамалы на конкурсе Евровидение — не только, и не столько «о победе Украины», сколько «об очередном ударе по картине мира, где центральной остается способность контролировать вселенную». Ведь в этом году Евровидение свело в финале два государства, находящиеся в состоянии конфликта. И победа на этой арене была по значимости выше для конфликтующих сторон, чем в любой другой год.

Но в изнанке, российская реакция на Евровидение 2016 — это «о чувстве нежелательного бессилия». По большому счету, с бессилием сталкиваются все, но не для всех это переживание критически травмоопасно. Ведь если принять тот факт, что ты не управляешь всей реальностью, если согласиться с этим бессилием, необходимо признать существование «других», чьи желания и потребности могут идти целиком вразрез твоим собственным. А это слишком болезненно для того, кто все еще остается эгоцентричным ребенком, и считает мир опасным, злым и негостеприимным местом.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.